Steve McCurry, конечно, талантливый фотограф, но и не менее талантливый показушник. На фото МакКарри изображена женщина народности падаунг, увлеченная беллетристикой. Красиво, этнично, запоминается. Только это всё постановочная туфта. Женщина обитает в одной из «туристических деревень» с «платным входом» на Севере Таиланда. В интернет сотни фото именно с этой женщиной и сотни фото её коллег. У них работа такая, каждый день наряжаться и фотографироваться с туристами. В обмен на фото туристы покупают местную ткань, либо иные сувениры.
Но самое палево в бумажной книге. Это как если бы МакКари поехал «в российскую глубинку» – в город-миллионник Новосибирск – нашёл в кустах мужичка в лаптях, который вырезает матрёшку и сфоткал его в драматическом постановочном свете. Получилась бы этническая диковина такой же степени правдоподобия.
С определённой вероятностью эта женщина вообще не умеет читать, но скорее всего читает на языке каренов. Найти в тайской глубинке книгу даже на тайском языке – это редкость, а на каренском скорее фокус или троллинг, чем невероятная удача. Падаунги – народность группы каренов. В Таиланде их всего около 600 человек. В их жизненном укладе нет места книгам. Как и балету, как и артхаусу, как и физкультуре, как и многому что у нас само-собой представляется признаком просвещенности и цивилизованности.
Добрый десяток раз я делал вылазки в деревни горных и не горных племён (Akha, Lue, Lisu, Яо, Хмонги), покуда дорога под мотоциклом не кончалась, чтобы убедиться в очевидном – туда уже завезли спутниковые тарелки и Леди Гагу. Однажды в Лаосе, на выезде из уездного города, уже под вечер, напротив рынка, где на одной решетке с дохлыми курами продают собачатину-гриль (барбарианство, да), я увидел у дома женщину в годах, которая реально сидела и драматически вникала в книгу. Вот это было удивительно. Вот это был неподдельный формат этих мест, релевантный запросу «бумажная книга». Фотки сделал, но плёнку ещё не проявил. Там не такой свет как у МакКарри, да и не спрашивает никто.
* * *
Еще две залепы от фотографа МакКарри, которые весьма хороши как художественные объекты, но с претензией на документальность не справляются.
«Пастух, отставший от стада [в умственном развитии]».
Может он просто пьян моментом? Может он как Рамакришна «увидел океан Духа, бесконечный, сияющий»? Этим и прибило к шпалам. Тогда МакКарри крут – он засвидетельствовал. Но всё же пахнет тут голимой постановкой. Не сыскать в тропиках безумца, мечтающего припасть щекой к нагретым солнцем рельсам.
«Друзья разыграли».
Дремать рядом с копытом 5-тонного индийского слона? Это жесть как опрометчиво. Слоны постоянно перетаптываются. Слоновья нога уже поднимается, через 10 секунд вместо красивых босых индийских стоп будет мясной фарш для ротти. Друзья в соседней комнате по воплям поймут, что розыгрыш удался. Но скорее всего заигравшийся фотограф до максимума сближал слона и погонщиков, чтобы реализовать основы постановочной композиции. Расстояние в 2-3 метра между объектами произвело бы фотографическую тривиальность. Зацените при случае, как в кино беседуют два актёра. Расстояние между ними 25-50 см, тогда как в жизни естественная норма 1-2 метра. Законы кадра!